On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 972
Откуда: Россия, Рязань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.13 21:29. Заголовок: Как русская икона немецкие города спасла, или История в ожидании казаков («Русское поле», Германия )


Русские казаки шли из Лейпцига, шли на Париж. Все, как и двести лет назад, только в этот раз, в 2012 году, поход был мирный - конный пробег казачьего отряда в честь великих событий двухвековой давности

Русские казаки шли из Лейпцига, шли на Париж. Все, как и двести лет назад, только в этот раз, в 2012 году, поход был мирный - конный пробег казачьего отряда в честь великих событий двухвековой давности. Участники марша делали остановки в самых важных пунктах исторического маршрута атамана Платова. Современный отряд составили настоящие донские казаки, из тех же самых станиц, которые и в период наполеоновского нашествия были оплотом казачьего русского войска.

Я этот день, осенью прошлого года, ждала участников конного пробега у небольшого кладбища в маленьком курортном городке Бад-Зульца, где казаки собирались возложить венки к могилам погибших советских военнопленных.

Позднее осеннее солнце освещало ухоженные могильные плиты с надписями на русском и немецком языках, кое-где были цветы, стояли поминальные свечи, на одной солдатской могиле сидел плюшевый мишка. Кладбище недавно отреставрировано, и на специальной стеле можно прочесть историю захоронений бывшего концлагеря.

Округа была пустынной, но вдруг я заметила какое-то движение за оградой. Мужчина средних лет, в старинной военной форме, видимо, тоже дожидался казачьего отряда.

Мы познакомились. Моим собеседником оказался граф Олаф фон Нойендорф. В Германии очень много разных обществ по интересам, так что встретить человека, возглавляющего "Магдебурский егерский батальон", не такая уж неожиданность. Но все-таки возникают вопросы, когда встречаешь взрослого человека, с энтузиазмом марширующего в компании своих единомышленников и устраивающего стрельбы из исторического оружия. Откуда пошло это увлечение?

Такие мысли крутились у меня в голове. Казаки все не ехали, и мне припомнилась военная поговорка, что появляются они всегда внезапно, в самый неожиданный момент.

Граф и казаки

Но, пока мы ждали, я решила прямо спросить графа, почему его так захватила военно-историческая тема. И тут сразу все стало ясно.

- А как же, ведь все мои предки были в этом полку! Мы были вместе с русским царем 200 лет назад! Я этим живу, и моя семья тоже, мы храним верность традициям, дружба с русскими у нас в крови. У меня даже царское письмо есть!

- Где?

- С собой, сейчас в машине, хотите вам покажу?

Чего только не бывает. Идем к машине, а там, оказывается, отца семейства дожидалась жена и четверо маленьких ребятишек, тоже жаждущих дождаться казаков. Граф надел специальные "архивные" перчатки и со всеми предосторожностями вынул из папки историческое письмо.

Действительно, царский указ, наделяющий его предка полковника фон Нойендорфа особыми полномочиями.

Граф и Мария Павловна

Дальше время полетело незаметно. То, что рассказывал граф фон Нойендоф, было захватывающе интересно. Это все были истории о добрых делах Марии Павловны Романовой, дочери царя Павла, выданной замуж за наследника веймарского герцогства. Граф мог говорить, наверное, часами о ее жизни.

Здесь, в небольшом городке Бад-Зульца, организовывала Мария Павловна на свои средства курсы для женщин, открывала школу для девочек, помогала бедным семьям. Такое происходило и в других городах, в том числе Веймаре, Йене.

О добрых делах Марии Павловны сейчас как-то забывается даже в Тюрингии, где она прожила многие годы, а тем более в России. А ведь можно сказать, что если бы не деятельное участие русской герцогини, многое бы в Тюрингии выглядело сейчас по-другому.

Свое огромное приданое тратила она на реставрации, градостроительство, благотворительность. Но сейчас если и вспоминают об этом, то русские ученые и историки, близкие к православному приходу Веймара.

В немецких кругах эти истории можно услышать очень редко. Не принято вспоминать, что, собственно, благодаря ее усилиям и родственным связям с русским двором было спасено Веймарское герцогство в смутное время наполеоновских войн.

Встретить местного жителя, с восторгом вспоминающего об участии русских в судьбе его родины, мне еще ни разу не доводилось.

- В православной церкви Веймара бываете? - спрашиваю графа.

- Да, конечно. Там икона царская.

В Веймарской церкви, построенной в память о Марии Павловне, стоит икона, которую она привезла с собой из Петербурга. Эта икона была всегда рядом с ней.

- А знаете, что эта икона спасла города Бад-Зульцу и Лахенштедт двести лет назад? - спрашивает меня вдруг собеседник.

Граф и икона

Этой истории я никогда не слышала и попросила его рассказать. Граф рассказал, но уточнил, что лучше мне переговорить с его отцом - графом Хайнцем фон Нойендорфом.

Такая счастливая возможность мне выдалась, и уже по телефону удалось узнать некоторые детали этой истории. Старший граф, а ему сейчас 77 лет, знает историю отлично, еще бы - ведь казанская икона Божьей Матери сыграла свою роль и в сохранении его семьи.

Оказывается, после битвы под Лейпцигом, когда русские войска и их союзники пошли в поход на Париж, а это движение началось в конце октября 1813 года, казаки атамана Платова должны были пройти маршем через веймарские земли.

Как говаривал сам атаман Платов: "Казак что не украдет, то разобьет". Время было суровое, военное, да и формально веймарские земли были под властью Франции.

И тогда, по словам фон Нойердорфа, Мария Павловна, которая была в отъезде в Штутгарте (уехала, чтобы не встречаться с Наполеоном), решила сберечь своих подданных от возможных нападений со стороны казачьих отрядов.

Она применила очень действенное средство: приказала все дома Бад-Зульцы и Лахштедта, лежавших на пути армий, снабдить православным святым образом, чтобы казачьи войска знали, что это дружественная им территория.

Видимо, хорошо поработали художники-икононописцы веймарского прихода, точных сведений у графа нет. Одно можно сказать - что работали очень быстро и приказ успели исполнить. Как рассказал мне новый знакомый, по распоряжению Марии Павловны во всех окнах обоих городов были выставлены образы Казанской иконы.

Когда казаки вошли в Бад-Зульцу и Лахштедт, их встретил почитаемый святой лик. Перекрестились и поехали дальше.

Я поинтересовалась у моего собеседника об источниках этой невероятно захватывающей истории.

- У нас дома хранится эта икона, - ответил мне граф. - Она передавалась как семейная реликвия от поколения к поколению. Семьи моего прадеда и деда жили в то время в Бад-Зульце. И я икону получил в наследство.

Представить себе, что в Германии через два века, через две страшные войны немецкая семья будет хранить православную русскую икону как главную семейную ценность, было почти невозможно. А ведь если эта история была на самом деле, вероятно, и в других семьях помнят об этом чуде и хранят образ Казанской иконы?

Старший из фон Нойендорфов рассказал, что сейчас в городском архиве Бад-Зульцы можно прочесть запись о рассказанном им событии из жизни этого небольшого, но очень уютного города, известного своими целебными источниками, чудесными виноградниками и отличным местным вином.

Наконец, до нас домчались казаки на своих гнедых красавцах-дончаках, лошадях той самой знаменитой породы, ныне почти утраченной.

Граф со всеми положенными почестями встретил казаков. Он не говорит по-русски, я постаралась очень быстро рассказать его историю прибывшим гостям. Общались очень тепло, а затем граф проводил казаков дальше по маршруту.

Теперь я иногда получаю от общества, которым руководит граф фон Нойендорф, приглашения на мероприятия. С большим уважением я читаю об их успехах и от всего сердца желаю ему и его замечательной семье всего самого хорошего.

У графа растут четыре маленькие девочки. У их деда, старшего графа Хайнца фон Нойендорфа, я спросила, знают ли они эту историю. Он ответил, что пока девочки малы для этого, старшей лишь 11 лет, но позже они обязательно узнают всю историю их рода и, конечно, познакомятся и с ролью русской православной иконы в их судьбе.

Недавно, основываясь на этой истории, члены тюрингского "Общества друзей города Санкт-Петербурга" ко дню Битвы народов напечатали изображения иконы Казанской божьей матери, чтобы распространить среди местных русскоязычных жителей.

А стоило бы, наверное, повторяя исторические события двухсотлетней давности, раздать Казанскую икону в Бад-Зульце и Лахенштедте, которые были ею спасены. И, возможно, нашлись бы еще семьи, сохранившие этот святой образ до сегодняшнего дня.

Шестнадцатого ноября в Веймаре состоится круглый стол "Мария Павловна и Русский двор Веймара. Значение православия в жизни Германии", в котором примут участие представители духовенства, политики и общественные деятели, культурологи и слависты, соотечественники, пресса.

Мероприятие организуют совместно православная община Тюрингии и Тюрингский координационный Совет соотечественников при поддержке Посольства России в Германии и генерального консульства в Лейпциге. Информационную поддержку оказывает портал "Русское поле".
Елена Еременко
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_11_05/Kak-russkaja-ikona-nemeckie-goroda-spasla-ili-Istorija-v-ozhidanii-kazakov-5023/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru

Дизайн кнопок © Веб-студия "К-Дизайн"