Меня обманывать несложно
Я сам обманываться рад
Здорово живете, господа атаманы, старики, казаки природные и верстаные, уважаемое духовенство.
Хочу поднять очень деликатную тему, официально не освещаемую, но между собой казаками часто обсуждаемую. Речь идет о полномочиях духовных лиц во время проведения кругов.
Сразу оговорюсь, я, Божьей милостью, православный, воцерковленный, венчан. Большинство священников, мною встреченные в жизни, люди деликатные, тактичные, достойные уважения. Их роль в жизни хуторов и станиц безспорно важна и необходима. Но в вопросах казачьих обычаев, мягко говоря, мало сведущие. Хотя, что греха таить, огромное количество членов казачьих обществ в вопросах обычного права казаков разбираются ничуть не лучше. Причиной тому по большей части творчество «историка» Б. Алмазова. Именно творчества, ибо с реальными обычаями зачастую там ничего общего нет, кроме терминологии, да и та здорово хромает.
Итак. О казачьих кругах и священниках. Подавляющее большинство современных батюшек и казаков даже не представляют, как велико их заблуждение. Алмазовские сказки так укоренились в быту нынешних вариантов казачьих войск, что не вызывают у людей даже малейшего желания проверить - а так ли это было? А тем ли обычаям мы следуем? Да и само слово обычай, звычай подменили французским словом «традиции».
Между тем, даже небольшого желания разобраться в этом вопросе достаточно, чтобы найти достоверные материалы и обнаружить вопиющее несоответствие того, что есть и того что было на самом деле.
Желание написать сей опус у меня возникло после того, как один батюшка (сам по себе замечательнейший человек и священник, которого я глубоко уважаю) по приезде с рождественских чтений 2018 года проводя беседу с казаками прочел ряд выдержек из методичек, которые им были розданы на вышеупомянутых чтениях. Среди прочего там было указано, что:
окормляющий священник - второе лицо после атамана
окормляющий священник имеет право отменить распоряжение атамана
окормляющий священник может остановить круг, либо если священник оный круг покинет, то решения круга становятся неправомочны.
Услышав всё это, я был несколько обескуражен, и решил поделиться своими соображениями с вами, при этом приводя аргументы из очень достоверного источника, а именно - «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» в последней его редакции, от 1891 года.
Буду приводить выдержки из документа по порядку их указания в самом «Положении», а потом выводы.
«Раздел I О станичном управлении
4. Станичное управление в каждом станичном обществе составляют: 1) станичный сбор; 2) станичный атаман; 3) станичное правление и 4) Станичный суд.» Священников нет.
«Гл. 1 О станичном сборе.
5 Станичный сбор составляется из станичного атамана, его помощниках, а где таковых нет его кандидатов, хуторских атаманов, судей, казначея и казаков-домохозяев». Священников опять нет.
«12. Старшинство на станичном сборе принадлежит атаману...» И более никому...
«16. Станичный сбор признается состоявшимся, когда на сборе были станичный атаман или заступающий его место и не менее двух третей лиц, имеющих право голоса на сборе. Законными приговоры сбора признаются только тогда, когда они, при соблюдении вышеозначенных условий, составлены в установленном порядке и относятся до предметов ведомства станичного сбора.» И тут ни слова о духовенстве, о покидании сбора (круга) и последствиях оного. Ничегошеньки.
В отношении хуторских сборов - то же самое.
Округа, отделы и войско тогда кругов не проводили.
Как вам такой расклад?
Все это конечно не значит, что надо духовенство с кругов удалять, упаси Бог. Да и к тому же, как правило, батюшки являются членами окормляемых казачьих обществ и, соответственно, имеют наравне с остальными казаками право голоса. С другой стороны, если священник, пусть и благословленный архиереем, дискредитировал себя каким-либо образом (священник тоже человек и тоже подвержен страстям), казаки на круге в праве спросить с него, как с равного, ибо только круг является высшим органом и законодательным, и исполнительным сразу, и ни исторически, ни идеологически никто не в праве прерывать его или упразднять его решения, кроме самого круга. Никто!
Не правда ли, есть повод призадуматься? Очень бы хотелось, чтобы иерархи Матери Церкви со всей серьезностью отнеслись к тому, о чем я написал, это ведь не только мои мысли. Казак человек вольный и любая попытка взнуздать его оборачивается неприятием. А потом начинается ропот и расколы. Мы ведь обета послушания не давали, а авторитет священнику у казаков надо заслужить, а потом не потерять.
Вот такие думки. Чо скажете казаки, отцы?
С уважением,
товарищ атамана Горшеченского СКО Курского округа ЦКВ
сотник В.Е. Крыжевич.
http://kazak-center.ru/news/o_krugakh_i_dukhovenstve/2018-02-12-3664