On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 48
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.13 14:13. Заголовок: Воспитание мальчика


Казачьи традиции: воспитание мальчика

От Суда чести ЦКВ начинаем публиковать серию материалов, посвященных воспитанию чести и достоинства, сохранению казачьих традиций, а также современному пониманию этих понятий в казачьих обществах.
Приглашаем принять участие в обсуждении этих тем на форуме ЦКВ.
Будем признательны за представление материалов по данной теме, особенно с примерами того как традиции казачества находят применение в системе воспитания казачьей молодежи в современных условиях.

Председатель Суда чести ЦКВ Дмитрий Андриенко.

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА
По материалам из истории казачества подготовил А. Петров, "Закубанье"

(Газета "Казачий взгляд", №5 (101), май 2006 г.)

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

У ворот родного куреня казаков встречала женщины. "Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительней..."

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: "Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока". Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг, и справедлив.

Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи - на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланному. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов - дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки... Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников... Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!"

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!".

Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта".

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну.

Источник: http://www.казакстан.рф/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 9
Откуда: Россия, Рязань
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.13 14:12. Заголовок: ПОДРОСТОК И ОГОНЬ ПОДЛИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ




«Богу ты покажешь либо спасенное дитя,
либо раны на своих коленях» (Старец Иероним)

«Бог дал тебе ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь», – справедливые слова старца Иеронима ударили колоколом в мое сердце. С какою ревностью полтора десятка лет назад взялась я за воспитание детей во Христе! И все мне казалось простым и ясным, все представлялось легким и возможным! Да и может ли быть иначе, если у меня такие дети: вот они сидят (все четверо) в полночь на монастырской службе, и крестики елея на лбу блестят в отсвете свечей. Кто-то из молящихся шепнул: «Смотрите, как ангелы». И правда – во время служб дети вели себя безупречно, всегда тихие, сосредоточенные, чинно крестились, кланялись, исповедовались, вызывая невольную улыбку священника, причащались.

По мере возрастания и социализации детей в обществе, накапливались вначале вопросы, а затем – охлаждение к вере и Церкви. Если первые удары по вере отражать у меня еще находились силы, то в подростковом возрасте от шквала протеста у меня просто опустились руки. И мне вдруг открылся смысл непонятой раньше мудрости: «Когда я не знал Бога, горы были для меня горами, а реки реками. Когда я пришел к Богу, горы перестали быть для меня горами, а реки реками. Но когда я познал Бога, горы снова стали для меня горами, а реки реками». Тут-то и расписалась я в собственной беспомощности, и начался поиск…

Прежде всего, я обнаружила, что отсутствуют примеры для подражания, с которых можно снять модель поведения в православной семье, в отношениях друг с другом, с окружающими людьми (у нас не было православных корней). К каждому явлению в обществе, в мире необходимо было вырабатывать, формировать правильное (православное) отношение, угодное Богу, чтобы научить этому детей. Но где взять авторитетный источник? Конечно, из книг о духовной жизни, о христианском воспитании детей и подростков.

В «Луге духовном» как-то встретилось мне высказывание: «Самое высшее искусство на земле – воспитание ребенка христианином». И это изречение было произнесено древними тысячу лет назад, когда ребенок не испытывал тоталитарного влияния «прогресса» и мира, когда его не смущало огромное количество соблазнов и искушений! Думаю, я нисколько не преувеличиваю, считая, что сегодня воспитание детей в Православии – материнский и отцовский подвиг. Но сколько бы родители ни прочитали сегодня книг по православному воспитанию детей, эффект от применения полезных советов весьма невелик. Нужно признаться, что среди советов, которые имеют непреходящее значение (от Премудрости Соломона до св. Иоанна Златоуста), есть советы, характерные для эпохи, возврата к которой уже не будет.

К сожалению, наши дети и мы сами живем в совершенно перевернутом мире. По словам отца Серафима (Роуза): «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову…» Наши далекие предки, глядя из глубины веков на популярные телепрограммы, кинофильмы, музыку, обилие развлечений, наверное, испугались бы безумия нашего общества, утратившего всякое понимание реальности. А на пороге – опасности еще более серьезные. Мы обязаны быть реалистами и помогать детям духовно выжить именно в тех условиях, которые их окружают сейчас. Часто охватывает чувство беспомощного недоумения: как же не ошибиться, как найти правильный путь в искусстве воспитания не просто хорошего человека, а ХРИСТИАНИНА? Как примениться к тому, чтобы детей сохранить верующими и при этом не оторвать их от жизни?

«Разложилось все: семья, просвещение, государственные службы…» – подчеркивает в своих книгах святогорский старец Паисий (Эзнепидис). Он часто размышляет с посетителями о том, что родилось «равнодушное поколение», «большинство только для парада и годится», и приводит в пример офицера, который мучается проблемой, чтобы найти нормального солдата караулить склад с горюче-смазочными материалами, чтобы другие его не подожгли или он сам не бросил по невниманию какого-нибудь окурка. «Дух теплохладности, мужества нет совсем! Мы вконец испортились! Как нас еще Бог терпит?» – заключает почитаемый во всем православном мире старец. Отчего же безразличие процветает даже в тех семьях, где дети воцерковлены от утробы матери, регулярно посещают воскресные школы, растут и развиваются в православных традициях? Как помочь равнодушному подростку?

Надо заставить его по-доброму обеспокоиться, озадачить его, чтоб он сам захотел себе помочь. Ведь для того, чтобы дать другому воды, надо, чтобы он жаждал. Если подросток (или другой человек) чего-то не хочет, то никто не может лишить его свободной воли, свободного произволения. Но почему же свободная воля подростка часто уклоняется от ранее намеченного духовного пути?

С младенчества с ребенком теперь обращаются как с семейным божком. Его прихоти удовлетворяются, желания исполняются. Он окружен игрушками, развлечениями, удобствами. Иеромонах Серафим (Роуз) указывает на то, что нынешнее христианство – это «христианство со всеми удобствами» и символом нашего беззаботного, гоняющегося за развлечениями, времени можно было бы взять американский «Диснейлэнд» с улыбчивыми мультгероями, предлагающими наперебой: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо, забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей. Именно в воспитании детей мир наносит в первую очередь удары по православным христианам и воспитывает наших детей по своему образцу посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на подростка, особенно в больших городах. Фактически это учение безбожию.

Мы должны активно защищаться, формулируя и предавая гласности наш православный и христианский ответ на попытки мира похитить наше достояние – детей и юношество. Но наблюдая за тем, как православные семьи живут в сегодняшнем мире и передают свое православие, может показаться, что эту битву чаще проигрывают, чем выигрывают.

Существует два ложных подхода к жизни вокруг нас, которые многие принимают, думая, что это и есть образец, как должны поступать православные христиане: обмирщение и сверхдуховность (по о. Серафиму (Роузу)). Первый подход – просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к рок-музыке, современным модам и вкусам и всему ритму нашей «пластмассовой» современной жизни. Это путь – полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут все еще вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы и умирают, и, что печальнее всего, их дети заплатят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются.

«Так нельзя! Христианин должен отличаться от мира, и это должно усвоить ребенку как часть своего православного воспитания». (иеромонах Серафим (Роуз))

Ложный подход другой крайности – это ложная духовность. Поскольку книжные полки пестрят разнообразными пособиями по духовной брани, а православная терминология носится в воздухе, все большее количество людей толкует об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвенных состояниях и о самых возвышенных из святых отцов, вроде свв. Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита. Очень хорошо знать об этой действительно возвышенной стороне православной духовной жизни и почитать великих святых, которые на самом деле вели ее; но необходимо иметь реалистичный взгляд и очень смиренное сознание относительно себя. Мы крайне далеки от жизни исихастов и мало подготовлены к тому, чтобы приблизиться к ней. Наш интерес к ней, скорее сказать, – праздное любопытство – подогревается болезненным тщеславием и непомерной гордыней и является одним из выражений нашего эгоцентричного пластмассового мира. Это, конечно, очень несерьезно и несет на себе трагическое знамение нашего времени. Возвышенные вещи используются людьми, которые понятия не имеют о том, что говорят. Для некоторых это лишь привычка или времяпровождение; для других, которые принимают это всерьез, дело может обернуться большой трагедией.

Мы должны глубоко понять, в какие времена живем. Как на самом деле мы мало знаем и чувствуем наше Православие. Как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных христиан, живших сто лет назад или даже одно поколение назад, и как сильно нам надо стремиться, чтобы сегодня просто выжить как православным христианам. Наша позиция должна быть приемлемой и нормальной, т.е. она должна прилагаться к реальным обстоятельствам, а не быть плодом фантазии, ухода от жизни и отказа смотреть в лицо неприятным явлениям окружающего мира. Ведь чуткие, с обостренным чувством справедливости и подлинности, подростки сразу же отличат истинное Православие от подделки. Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь детям в повседневной жизни. Наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит детские души; мы должны ответить детям, прежде всего, трезвой христианской любовью и пониманием, оставляя исихазм и высшие формы молитвы тем, кто способен их воспринять.

Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представления об общих целях Православия, понимающего церковные службы – и при этом не осознающего, что же происходит с его собственными детьми. Он не догадывается, что преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна это как живет большинство, а вторая – как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-нибудь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким образом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень соблазнительна, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность – если только ребенок не был научен тому, как защищаться от ее вредного воздействия.

В подростковом возрасте ребенок задумывается – зачем ходить в церковь, зачем все это нужно? Даже если он видит, что родители искренне верят в Бога, ходят в храм по велению сердца, он этого веления не испытывает. Мне кажется, ребенку надо предоставить свободу выбора и не давить на него ни в коем случае. Мы, взрослые, выбрали для себя путь, ребенок только ищет. Наша задача – подсказать, и то, если спросит.

Кризис переходного возраста можно назвать «синдромом блудного сына». Я думаю, что каждый человек знает этот евангельский сюжет. Но всё же вкратце его напомню. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушёл из родного дома в «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно. Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме, и вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный. Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет для того ещё ни физических, ни духовных сил. Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме, и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей всегда будут для нас путеводным маяком, который светит в мире протеста и подросткового бунта.


Один педагог сказал, что переходный возраст — время родительских слёз, молитв и раскаяния за те ошибки, которые они совершили при воспитании. Роль родителей и педагогов в подростковый период безмолвна, с молитвой и обетами внутреннего делания, которые дают взрослые за мятежную душу. Родительские наставления следует применять лишь в крайних случаях, когда душе или жизни подростка угрожает реальная опасность. В этот период родители должны постараться установить с ребёнком доверительно-дружеские отношения, войти к нему в доверие. Известно, что переходный возраст – время свержения идеалов и авторитетов, особенно родительских. Но часто «предки» сами виноваты в этом, не желая знать и вникать в то, чем живёт молодёжь, и огульно всё это отрицая.

Следует напомнить о том, что необходимо формировать вкус детей в отношении книг, песен, фильмов и вообще искусства. Это всё должно быть сделано до отрочества. Говоря о современной массовой культуре, родители должны не просто называть всё это бесовщиной, а знать её и выбрать из неё то, что приемлемо. Очень сложно представить подростка, который слушает в наушниках симфонию Бетховена. Из авторской, бардовской песни (кстати, она до сих пор популярна среди молодёжи) можно выбрать достойные образцы. Даже в рок-музыке всё очень разнородно. И там есть верующие люди с очень хорошими песнями. Многие песни Константина Кинчева, Юрия Шевчука, других музыкантов заставляют задуматься о главных вопросах, призывают любить Родину. У группы «Любэ» очень много душевного, патриотического. Это всё можно и нужно узнать и донести до подростка.

Музыка, песни могут оказывать влияние на формирование характера. Недаром сказано: «Нам песня строить и жить помогает». Одно дело, когда сын слушает агрессивную и разрушительную музыку или слезливую и примитивную попсу, а совсем другое — когда для него звучат мужественные мужские песни. Сейчас, к сожалению, вообще время господства так называемой попсы, когда теле– и радиоэфир заполнены безвкусными проектами типа «Фабрики звезд». Но попса отличается от настоящей песни так же, как жевательная резинка отличается от настоящей пищи. Жуёшь, жуёшь, а насыщения не наступает.

Родители обязаны позаботиться о корректном направлении стремлений и увлечений отрока. Отрицая то, что близко молодому человеку, мы вряд ли приобретём в его глазах авторитет, скорее наоборот. Но чему нас учит история? — К примеру, христианство не всегда полностью уничтожало языческие праздники, но иногда наполняло их новым смыслом. Значит, если нам сложно заставить подростков читать «Добротолюбие», творения Святых Отцов — им можно давать хорошие классические книги, в которых говорится о христианстве. Например, «Камо грядеши» Г.Сенкевича, сочинения Н.С.Лескова, И.С.Шмелёва, «Князь Серебряный» А.К.Толстого, да много ещё всего. Эти книги станут учебниками мужества и благочестия.

Молодёжь сейчас мало читает. Как-то спросили мальчика, который помогает у нас в алтаре: «Что сейчас читают подростки?» И он сказал: «Ну, я вообще ничего не читаю, а ребята читают «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Властелин колец», книги из серии «S.T.A.L.K.E.R.». То есть читают те книги, по которым были сняты фильмы. Фильм вызвал интерес к чтению. Раньше было наоборот. Сначала читали, а потом шли в кино. Родители, исходя из собственного опыта или советуясь с людьми знающими, могут подсказать, посоветовать детям, что смотреть. Всё-таки снято и снимается очень много, и выбор, конечно, есть. А одними запретами ничего не добьёшься — нужно что-то предложить взамен.

Не следует думать, что подростку не нужно общение с родителями. Ему это необходимо. Просто отношения немного меняются: из дидактическо-педагогических они должны стать более дружескими. То, что подростки говорят о родителях, — это напускное и наносное, в глубине души они тянутся к ним, хотят, чтобы родители были самыми лучшими. Попробуй что-нибудь сказать плохое при отроке об отце! Роль папы в воспитании весьма велика. У каждого отца есть чему научить, чем заняться с чадом. Рыбалка, спорт, походы, полезные навыки, даже просто интересные рассказы о молодости очень интересны детям. Мужчину из мальчика может сделать только отец.

Сейчас в молодёжной одежде моден стиль «унисекс» (переводится «смешение полов, унификация»). Это мешковатые штаны, грубые ботинки у девочек и какие-нибудь девчоночьи штаны у мальчиков. Преобладает этот стиль не только в одежде, но и в поведении молодёжи. Мужчины перестают быть мужественными, а девушки — женственными. Один батюшка сказал, что половое воспитание, просвещение — вещь очень хорошая, но вестись оно должно именно как половое воспитание, то есть воспитание полов: юношей воспитывать как будущих мужчин, а девушек — как будущих женщин, матерей. И это воспитание родители должны начинать с себя. Уже своим внешним видом, одеждой, прической они должны давать пример детям. Есть мнение, что мальчики подсознательно выбирают будущих жён, руководствуясь идеалом своей матери. И если мать являет собой идеал настоящей женщины, она может быть спокойна за свою будущую невестку.

Нужно уяснить себе совершенно определенно: дети очень чутко и остро ощущают наш истинный духовный настрой — как бы мы (специально или случайно) не стремились его скрыть. Жизнь в истинной пламенеющей вере они никогда не перепутают с моментами вялотекущего псевдохристианства. И горе родителям, если они пошли в церковь по привычке, или, чтобы явить необходимый пример ребенку, или, чтобы встретиться с друзьями, а не с Христом. Эту ложь подростки улавливают и делают для себя соответствующие выводы мгновенно. И вот уже в дверях на выходе мелькает знакомая куртка — они, пока еще честные, подождут родителей на улице. Там и новостями обменяться можно спокойнее, чтобы, как взрослые, по углам не шушукаться.

Заставлять любить Бога и «возвращать детей на законное место» – это не метод. Дети, получая православное образование и церковное воспитание, видят Церковь несколько однобоко, не так, как родителям хотелось бы. И конечно, когда дети возрастают, у них получается свое видение мира. Естественно, они проявляют свою свободную волю, которая часто не совпадает с мнением родителей, с мнением Церкви. Почти каждый ребенок должен пройти этот период испытаний, искушений, без них не бывает жизни. И не стоит ужасаться тому, что ребенок на какое-то время охладевает к церковной жизни, к исполнению церковных правил, к послушанию родителям, которые заставляют его ходить в церковь. Этот период неизбежен почти для каждого человека.

Есть определенная сложность и в самом восприятии подростком высоких и глубоких православных истин. Во-первых, богослужебный строй православной церкви – это строй, прежде всего, монашеский. Серьезный, высокий, строгий, сложный, требующий сосредоточения и немалых знаний (литургического языка, библейских образов).

Подросткам – с их темпераментом, подвижностью, утомляемостью и т.д. – в нем очень сложно. Чего-то специального для них (детские литургии, какое-то общение), как правило, нет. Даже побеседовать со священником бывает трудно. Исповедь – 2 минуты, и – следующий.

Во-вторых, мы сами часто такие потухшие, не горящие, либо любящие комфорт, либо направляющие и недовольные всем вокруг.

В-третьих, период 13-15 лет – время школьное. И, если в школе подросток «расслабляется», то дома ребенок ДОЛЖЕН иметь православный вид. А в случае охлаждения к церкви, он должен лукавить. Это в разы увеличивает охлаждение.

Наблюдая за приходской жизнью в храме, можно сделать безошибочный вывод, что многим детям остаться в церкви помогает какое-то свое небольшое служение (когда есть). Скажем, мальчики могут служить пономарями, девочки – петь на клиросе. Такие, активно участвующие в богослужении дети, легче проходят подростковый кризис, у них к церкви отношение более осмысленное и сознательное.

Кроме того, в течение года в храме бывает еще много таких дел (предпраздничные уборки, украшение храма, елки и т.п.), когда подростки могут приложить руку, почувствовать свою нужность и важность для общины, прихода, понять, что это действительно «их» храм, в котором они могут реально что-то сделать и это будет востребовано. А в подростковом возрасте это же очень важно для ребенка, чтобы его увидели и принимали всерьез...

Пока ребенок несмысленный, он не противоречит родительским усилиям воцерковить его. Но придя в подростковый возраст, ребенок борим двумя противоречащими друг другу желаниями: быть как все – быть не как все; выделяться – не выделяться. Может, именно то, что христианин выделяется из окружающего общества (даже внешне, не только по поступкам), вызывает раздражение подростка, желающего выглядеть современным в обществе сверстников. «Мы не соответствуем обычаям мира сего, – подчеркивает о. Серафим (Роуз) – а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Безусловно, подростку невероятно трудно выработать в себе решимость твердо следовать в противоположную сторону, чем та, которую навязывает окружение.

7-й, 8-й, 9-й класс – классы самые трудные, когда этот возраст ломает… Тем более, что подросток находится под влиянием среды противоречивой, противоположной. Часто в школьных классах обучаются дети различных вероисповеданий. Душа подростка интуитивно и лихорадочно ищет себе подобного для общения, свойственного своему возрасту, и часто не находит. Появляется соблазн замены своих, неустойчивых пока внутренних идеалов и ценностей, на другие, чтобы приобрести равновесие, душевный комфорт, максимальный контакт со сверстниками за счет отказа от веры и Церкви. Это путь компромисса или отречения. Вот здесь подросток впервые в своей жизни стоит перед личным серьезным и жестким выбором: закон Божий или закон человеческий, царство земное или Царство Небесное. В зависимости от того, как он ответит на предложенный ему вопрос, будет зависеть следующий важнейший и видимый его шаг: он останется в Церкви или оставит Церковь.

Трудно жить подростку, которому родители не сумели объяснить той великой брани, которая идет за каждую душу между силами тьмы и света. В момент первых соблазнов, растлевающих душу, подросток не всегда способен устоять в вере, противостать воздействию демонических сил, невидимо окружающих его. Священники и родители горько сетуют на то, что «вдруг подросток резко охладевает к вере, к Церкви, и его «забирает» улица, компания, мирские интересы».

Дело в том, что, во-первых, он совершенно не имеет опыта православного духовного делания, который приобретается многими трудами. Во-вторых, ребенок в период переходного возраста более уязвим и более способен обращать внимание на свои видимые физические изменения, чем на невидимые духовные состояния своей души. В-третьих, подросток эгоистично стремится к радости для себя, к жизни для себя, к успеху для себя. Кому не известны юношеские порывы к славе, к богатству, к земному счастью и взаимности в чувствах? Подростковая устремленность в «прекрасное далеко» и романтическая окрыленность вступают в его сознании в противоречие с Евангельскими словами: «В мире скорбны будете» (Ин. 16, 33); «Если гнали Меня, будут гнать и вас» (Ин. 16, 20). Неспособность подростка охватить сердцем божественную мудрость о необходимости земных страданий для очищения души, для соединения с Богом, для достижения главной цели человека – Царствия Небесного – отталкивает большинство подростков от дальнейшего прохождения духовного пути.

Но что говорить о детях, если и родители их всячески стараются оградить свое чадо от каких бы то ни было страданий. Одна женщина, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную дочь превыше всего, высказывала свои опасения духовнику: «Мне нестерпимо думать, что дочери придется страдать. Я хочу оградить ее от всякого горя и, если возможно, взять его на себя». Духовник в ответ упрекнул ее в эгоизме, в том, что она отнимает у дочери Крест и тем лишает ее спасения: «Нельзя развивать в дочери излишнюю сентиментальность и чувствительность. Приучайте ее к испытаниям. Молитесь за нее и саму научите призывать в молитве Имя Господне как лучшую опору в жизни в любых обстоятельствах, при любых невзгодах. Не разрешайте ей всего того, что хочется страстно. Пусть она приучится переносить неудачи, не раздражаясь, сумеет ждать с терпением. Нужно, чтобы она могла лишаться приятного без слез и терпеть недостатки в жизни, не считая при этом все безвозвратно пропавшим.

Если у нее горе, не спешите в тот же час врачевать рану. Лучше вместе подойдите к Распятию и на коленях помолитесь. Господь Сам пошлет Свою помощь, а вы – свою .

Укажите дочери, каков ее долг, работа. Не исполняйте эту работу сами. Назначайте дело на каждый день и требуйте строгого исполнения. Работа укрепляет душу.

Учите своего ребенка не опираться на вас, уметь обходиться без вас и всецело надеяться на Господа. Тогда в час вашей кончины она не останется одинока, без помощи и поддержки.

Сердце девушки, рядом с которой нет матери и которая не умеет сама прибегать к помощи Господа, – падает, разбивается и часто загрязняется».

Духовник замолчал. Мать плакала…

Многие скажут, что стремление подростка к радости, а не к скорби вполне естественно. Дело в том, что есть мирская радость и есть божественная радость, которой необходимо учить подростка, дабы он не прельщался сиюминутными радостями «мира сего» и не менял бы их на вечные блаженства. Радость, которую испытывает духовный человек, – это не та радость, за которой общество сегодня гонится. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос – смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не желающие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Необходимо объяснить подростку, что те, кто избегают волнений ради того, чтобы быть радостными, чтобы не нарушать своего покоя, чтобы быть мягкими, они – равнодушны. Это радость мирская. Духовный человек – весь сплошная боль, ему больно за то, что происходит, больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви.

А по поводу «окрыленности» старец Паисий говорил не раз: «Будьте окрыленными! Знаете, кто такие «окрыленные»? Шесто-крылатые Серафимы! Они имеют шесть крыл и взмахивают ими, воспевая «Свят, Свят, Свят!» Так летите же, имейте шесть крыл!» (Слова, том II, «Духовное пробуждение», с. 88).

Один православный священник в Румынии, о. Георгий Кальччу, в 80-х годах умер в тюрьме за то, что молодых людей, которые мало вдохновлялись желанием служить Богу, посмел призвать не покоряться духу времени и выйти на работу Христову. В его душе светил подлинный огонь Православия и слова его были не от мира: «Иисус всегда любил вас, а теперь у вас есть выбор, чтобы ответить на его призыв, чтобы быть пророком Христа в мире. Разве ты не видишь, юный друг, как близко Царствие Христово? Ты, Петр, и Бог созидает Свою Церковь на тебе. Ты – камень Его Церкви, который ничто не может одолеть… Не сможет разрушить никакая человеческая сила Церковь, основа которой – Христос…» Эти слова должны стать задачей для подростка, вера которого должна быть способна выдержать ожидающие нас удары и послужить источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества.

Валентина Куколевская


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.14 15:08. Заголовок: о. Вечеслав Любо!Вы..


о. Вечеслав
Любо!Вы наш учитель и наставник!Дай Бог Вам здоровья!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1139
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.14 23:21. Заголовок: Алексей пишет: Любо..


Алексей пишет:

 цитата:
Любо!Вы наш учитель и наставник!Дай Бог Вам здоровья!

все конечно так, но речь о воспитании именно казака,а не просто ребенка воцерковленых или нет родителей, все остальное предлагаю перевести в раздел Дорога к Храму, здесь про казаков. А второе у каждого воцерковленного казака свой духовник,если это слово понятно-один для всех он быть не может.Третье - если нас посетил иерей, а не очередной выдающий себя за него- будем только рады приветствовать на форуме с уважением к сану.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1141
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.14 23:37. Заголовок: Духовно-нравственное..


Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в казачьих семьях.

Данный вопрос сложный и одновременно интересный, потому, что мы являемся свидетелями того, как люди прикладывают огромные усилия по возрождению казачества, этой неотъемлемой и важной части русского народа, Российского государства и его истории.
Существует много разных мнений о казачестве, поэтому приходится соглашаться с тем, что в обществе это явление встречает неоднозначную реакцию, и на мой взгляд, причиной тому служит недостаточная осведомленность о казачестве как таковом, о его внутренней жизни, о том, чем является казачество. В связи с этим, в своем докладе я делаю попытку рассмотреть одну из граней казачества.

Современное общество вошло в переходную эпоху в истории России и всего мира, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти процессы сопровождаются острой необходимостью возвращения к духовно-нравственным ценностям. Век погони за благополучием, ультрасовременными технологиями отличается нарастанием жестокости и равнодушия к окружению. Это обусловлено отсутствием взаимопонимания и недостатком уважения и любви к ближним и требует переоценки ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.

Прошлые поколения оставили богатое духовное наследие, которое постоянно пополняется с учетом вновь приобретенного опыта: науку, культуру, этические нормы, идеалы, идеологию, религию, образование. В современном мире происходит разрушение привычных стереотипов мышления и поведения, появляются альтернативные позиции, связанные с обновлением культуры и этнических ценностей.
В гонке лишь за материальными благами человек деградирует, превращаясь в орудие потребления, забывая о своей духовной сущности.
Чтобы избежать духовно-нравственного кризиса и обеспечить прогрессивное развитие общества, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем, традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на духовный фундамент, веру в Бога.

Духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок учится познавать Бога, мир, совершает поступки, опираясь на полученные в семье знания и опыт. Колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней православное казачество.

Духовно-нравственное воспитание в казачьих семьях имеет свою особую специфику, основанную на семейных традициях, жизненных принципах, устоях и ценностях, которые сложились вследствие естественно-исторического процесса. Казачество сформировалось как уникальный социально-исторический и культурно-исторический феномен не только отечественной, но и мировой истории.

Казачье сословие никогда не имело специфической идеологии, но ему всегда были присущи характерные особенности. Испокон веков народ относился к казакам с большим уважением и любовью. Общепризнанно, что казак не имеет национальности. Его главное призвание - хранить и защищать духовно-нравственные православные ценности. Основой и главными приоритетами казачества всегда были Православная вера и любовь к Отечеству.

Православная вера является не только мировоззренческим стержнем казачества, но и его нравственной, духовной основой. В период гонений на казачество и Церковь сохранялись христианские традиции. При создании казачьих общественных организаций, в уставах обязательно обозначается неразрывная связь казака и православной веры. Казак обязан сохранять и передавать по наследству традиционные культурные ценности в первозданном виде, не поддаваясь деструктивным современным тенденциям. Более того, отдавая присягу, казак, в отличие от солдат, дает клятвенное обещание Самому Богу. Это предполагает пожизненную ответственность перед Господом.

Духовная жизнь в казачьей семье начинается с крещения. Важное место в православном воспитании в семье занимают церковные праздники. Дети, живо воспринимающие евангельские рассказы, всегда с нетерпением ожидают наступления Рождества Христова, Пасхи. При подготовке к церковным праздникам они узнают о Боге. Атмосфера приближающихся церковных праздников, подготовка, разучивание песнопений и молитв преображает духовную жизнь в казачьей семье.

Действие целительной благодати Божией формирует уникальное казачье самосознание и помогает молодым людям, опирающимся на казачьи обычаи и традиции, выбирать правильные жизненные пути в атмосфере вседозволенности и духовной скудости. Основываясь на духовно-нравственных традициях казачества, молодые люди идут своей дорогой к Богу. Позвольте процитировать нашего Патриарха, который говорит: «Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество не возможно», - эти слова, сказанные Вами, Ваше Святейшество, как нельзя лучше и лаконично раскрывают основные задачи духовно-нравственного воспитания в казачьей семье. Они должны являться примером для подражания внутри семьи, воспитывающей высоконравственных патриотов своей Отчизны.

Семья для казаков является святыней брака и основой казачьего общества. В казачьей семье патриархальный уклад сохраняется на протяжении веков. Здесь строго придерживаются принципов иерархичности. Казаки подчиняются атаману, который олицетворяет коллективную волю. В структуре казачьего самоуправления старики играли значительную роль и были совестью и памятью станицы.
У казаков главой семьи является любящий отец, готовый в любой момент встать на защиту близких, Отечества, православной веры. С раннего детства поступки старших воспринимались как образец для подражания. В казачьих семьях недопустима дерзость со стороны младших. Наряду с заповедями Господними, которые вошли в основу формирования морально-нравственных устоев казачьих обществ, строго соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине всегда были частью жизненного уклада. Уже более двух веков поддерживается традиция отмечать «День казачки», «День матери», так как «слово "Мама” и слово "Родина” не разделимы в казачьем обществе.
Казачьи семьи всегда отличались прочностью брачных уз, чаще всего были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Отчизне. Развод в казачьих семьях был редким явлением, и это осуждалось общественностью станицы. Рождение ребенка вне брака считалось порочным, недопустимым по казачьим традициям. Нецензурная брань в семье и станице среди казаков отсутствовала. Нерадивое отношение казака к собственной семье находило осуждение в казачьем обществе.

Заложенный казачьими семьями в детстве фундамент отношения к культуре сохраняется на всю жизнь, определяя и сегодня духовный и нравственный облик казака. Большое значение в духовно-нравственном становлении общности имеет богатая народная культура казачества. Особую роль играет в этой проблеме фольклор. Казачьи обряды, традиции, песни, танцы, костюм сопровождают казака всю жизнь. Семья казака прививает детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины.

Восстанавливая духовную связь прошлых поколений и современного казачества через семью, мы можем приумножить истинные духовные ценности. Возрождение истинного казачества должно заключаться не в восстановлении сугубо внешних форм казачьей общественной организации, образовании новых искусственных социальных институтов, а в культивировании прежде всего внутренних качеств.
В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать богатую культуру, высокие моральные принципы, позитивные элементы хозяйственно-бытового и семейного укладов, положительные общественные, поведенческие стереотипы и нравственные установки.

В завершении, хотелось бы отметить положительные плоды воспитания в казачьей семье. Воспринятое на генном уровне христианское воспитание в семье, закрепленное историческими знаниями, православными и народными традициями, ведет к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации.

Монахиня Василия (Канатникова)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru

Дизайн кнопок © Веб-студия "К-Дизайн"